Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

+7 (343) 210-01-10 (актуален до 01.07.21!)  

+7 950 201 31 92

topmpk118@gmail.com (актуален до 01.09.21!)

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка врача Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

04 Июня 2019

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это нарушение развития, начинающееся в детском возрасте, особенно широко распространенное среди детей, достигших старшего дошкольного и школьного возраста, проявлениями которого являются импульсивность, невнимательность (часто, но не всегда), сверхподвижность при полной интеллектуальной сохранности на фоне  легкой неврологической симптоматики резидуально-органической  природы.

По данным зарубежных и отечественных авторов детей с СДВГ от 5-10% до 13%.  Практически в каждом классе есть, по крайней мере, 1 ребенок с типичными проявлениями. Мальчики болеют 3 раза (по некоторым данным больше) чаще, чем девочки. Зато у девочек чаще встречается менее заметная окружающим форма этого заболевания: СДВ – синдром дефицита внимания без гиперактивности.

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских психиатров, неврологов и педиатров, но также педагогов и психологов.

Как взаимодействовать с ребенком с СДВГ необходимо знать не только  семье, но и учителям: недостаточная информированность о проблеме, незнание приемов и  методов коррекции, специфических для СДВГ, приводит к быстрому профессиональному выгоранию. 

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) шифром «F» обозначаются “Психические расстройства и расстройства поведения». Синдром рассматривается в рубрике F.90-98 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте»,

F.90  -     Гиперкинетические расстройства,

F.90.0 -Нарушение активности и внимания (без нарушенного поведения),

F.90.1-  Гиперкинетическое расстройство поведения.

Педагоги и психологи должны быть хорошо знакомы с диагностическими критериями СДВГ не только для выработки методов коррекционной помощи, но и для написания характеристик для предоставления в медицинские учреждения, т.к. для подтверждения диагноза врачу важно получить надежные сведения о поведении ребенка не только дома, но и в образовательной организации.

Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания).

Основные проявления СДВГ по МКБ-10

Нарушения внимания

  1. Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.

  2. С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.

  3. Не слушает обращенную к нему речь.

  4. Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.

  5. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.

  6. Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.

  7. Часто теряет свои вещи.

  8. Легко отвлекается.

  9. Проявляет забывчивость.

Гиперактивность

  1. Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.

  2. Не может усидеть на месте, когда это необходимо.

  3. Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.

  4. Не может тихо, спокойно играть.

  5. Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют    правила и условия ситуации.

Импульсивность

  1. Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.

  2. Не может дожидаться своей очереди.

  3. Мешает другим людям, перебивает их.

  4.  Болтлив, несдержан в речи.

         Диагноз устанавливается  врачом на основании:

1)    характерных жалоб;

2)    регистрации признаков имеющихся нарушений (по критериям действующей МКБ-10):не менее 6 из 9 симптомов невнимательности , 1 – импульсивности и не менее 3 признаков гиперактивности;

3)    не ранее 5–6-летнего возраста, т.е. возраста, когда становятся очевидными трудности в обучении;

4)    симптомы должны наблюдаться не менее, чем в двух видах окружающей обстановки, например, дома и в детском коллективе;

5)    (если ребенок в обществе удерживается, то это не СДВГ, а вариант нормы), длительность симптомов не менее 6 мес;

6)    данные нейровизуализации (ЭЭГ, КТ и пр.);

7)    данные психологических  шкал ( по возможности).

 

СДВГ может протекать в легкой и тяжелой форме, а также иметь простую и осложненную формы.

Простая форма характеризуется «титульными» симптомами: невнимательностью, гиперактивностью, импульсивностью.

Нарушение внимания и(или) явления гиперактивности, импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения формирования навыков чтения и письма и, в конечном итоге, - снижение успеваемости.

При осложненной форме к вышеупомянутым симптомам присоединяются  вторичные: помимо расстройств развития учебных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия) отмечаются нарушения моторного умения, эмоциональные расстройства (плаксивость, тревожность), нарушение поведения(непослушание, упрямство, дерзость), коммуникации, нарушения экспрессивной речи (нарушение фонации, заикание),соматические и неврологические расстройства ( тики, энурез и др.)

Неуспехи в учебе, подчас нескладывающиеся отношения со сверстниками, частые упреки, недовольство со стороны взрослых невротизируют ребенка, формируют особую личность: постепенно у детей с СДВГ формируется низкая самооценка, усиливается негативное отношение к школе; возможны неврозы, страхи, отмечается повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии, тревожные расстройства. Подростки с СДВГ склонны к вовлечению в подростковые группировки, которые совершают различные правонарушения, у них может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.

Основные симптомы СДВГ и сопутствующие им расстройства меняются по мере роста ребенка. С возрастом ( примерно к 4 кл.) чрезмерная подвижность (гиперактивность) уменьшается (сменяется суетливостью, беспокойством), а импульсивность и невнимательность могут сопровождать человека всю жизнь. В подростковом возрасте выраженные симптомы нарушений внимания и импульсивности продолжают наблюдаться не менее чем у 50-80% детей с СДВГ.

Для благоприятного исхода СДВГ необходим комплексный подход: рациональное сочетание медицинского воздействия (длительная нейрометаболическая и др.  терапия, вплоть до подросткового возраста) с психолого-педагогической коррекцией (поведенческая терапия, семейная психотерапия и др.).

Весь этот комплекс мер при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя компенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

 Литература

  1. «Вопросы практической педиатрии», 2012, т.7, №1, с.54–62 
     Н.Н.Заваденко 
  2. Ковалев В.В., «Психиатрия детского возраста», М., «Медицина», 1995г.
  3. https://neuronews.com.ua/ru/issue-article-146/Sindrom-deficita-vnimaniya-s- giperaktivnostyu-ot-predrassudkov-k-prakticheskoy-pomoshchi#gsc.tab=0
  4. http://sdvglife.org/zapiski/part-2/causes-of-adhd/
  5. https://www.lvrach.ru/2010/01/11755650/
Политика конфиденциальности
Top.Mail.Ru