Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

+7 (343) 210-01-10 (актуален до 01.07.21!)  

+7 950 201 31 92

topmpk118@gmail.com (актуален до 01.09.21!)

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю

Симптоматика дисграфии

06 Июня 2019

Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или в нерегулярностью его школьного обучения.

Мы предлагаем вам принцип поуровневого анализа специфических ошибок — для удобства их выявления и систематизации.

1. Ошибки на уровне буквы и слога:

— Ошибки звукового анализа.

пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов (снки — санки, кичат — кричат), пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова (дорве — здоровье, девча — девочка);

перестановка букв и слогов является выражением трудностей анализа, последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажения (чунал — чулан, корвом — ковром). Более многочисленные перестановки, искажающие структуру слова;

вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (шекола, девочика, ноябарь). Часто вставленной оказывается гласная, уже имеющаяся в составе слова (дуружно, на речуку). Иногда подобное повторение происходит с согласной (сахахарный, гулямем);

ошибки — результат механического закрепления графо-моторных навыков — ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известных типов, но которые всё чаще стали обнаруживаться у младших школьников (Сскоро, Оосень, Аавгуст). К этому приводят первоклассников письменные упражнения в прописях. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти детей и сохраняется в их письме в последующие годы.

— Ошибки фонематического восприятия.

В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих сходство в звучании или в способе произношения (акустико-артикуляционное сходство). В устной речи это приводит к заменам и смешениям звуков. При письме мы обнаруживаем смешение букв, но не замену, что означало бы полное исключение из письма одной из смешиваемых букв, чего не происходит. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву.

По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные, звонкие, глухие согласные в чёткой позиции (то есть исключаются случаи оглушения звонких и озвончение глухих в соответствии с орфоэпическими нормами), лабиализованные гласные (о — у, ё — ю), сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов (ч — щ, ч — ц, ч — ть, ц — т, ц — с).

— Смешение букв по кинетическому сходству.

Буквы рукописного шрифта — это различные комбинации определённых элементов, принятых в графической системе данного языка. Мы предлагаем вам таблицу, в которой представлены пары наиболее часто смешиваемых на письме букв.

В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение начертания первого элемента взаимозаменяемых букв. Написав первый элемент, ребёнок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов, либо ошибочно выбрал последующий элемент.

Контроль над ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и костно-мышечным ощущениям (кинестезиям). При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений.

Смешение букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные описки на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой не только снижение качества письма, но и чтения, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифта различна. Этот феномен имеет под собой то основание, что у школьников при указанных смешениях «размываются» неокрепшие ещё связи между звуком и буквой.

— Персеверации, антипации

Своеобразное искажение фонетического наполнения слов в устной и письменной речи:

персеверации (застревания)

а) в пределах слова («магазим», «колхозниз»),

б) в пределах словосочетания («у деда Модоза»),

в) в пределах предложения («Девочка кормила петуха и курм»);

антипации (упреждение, предвосхищение)

а) в пределах слова («на девевьях», «дод крышей»),

б) в пределах словосочетания, предложения («У Насть дома есть», «Жукчат ручейки», «Жалобко замяукал котёнок»).

Возможна персеверация и антипация слога и даже слова. В основе этих ошибок лежит слабость дифференцировочного торможения.

2. Ошибки на уровне слова.

Если в устной речи слова произносятся слитно, на одном выдохе, то в письменной речи слова предстают обособленно. Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза письменной речи, как нарушение индивидуализации слов. Это ведёт к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова.

Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

1) Когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение (и дут, на чалось, с мотри и др.);

2) При стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова (б рат, поп росил,  пчёлы).

Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом (ветки елии сосны, кдому, надерево). Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более (быличудные дни, всядетвора, идётработа).

Своеобразны ошибки смещения границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них (у дедмо Роза, врекепе тя поймал...).

Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования (лёд — лёдик, рука — рукища, поленой цветок, медведин, медведий хвост).

Несформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем (сильнеет греет солнышко).

Дети не осознают обобщённого значения морфем, часто ошибочно используют приставку или суффикс (пожарный поливает пожар — вместо заливает, лосиха присторожилась — вместо насторожилась, башня выглянула хмуро — вместо выглядела).

Затрудняются дети с дисграфией в выборе соответствующей формы глагола (по времени или виду).

3. Ошибки на уровне предложения.

На начальном этапе обучения дети с трудом усваивают членимость речевых единиц, что отражается в отсутствии обозначения границ предложений — заглавных букв и точек.

В определённой мере подобное написание объясняется тем, что поначалу внимание ребёнка не может продуктивно распределяться между многими задачами письма: техническими, логическими, орфографическими. Имеет значение и несформированность умения воспринимать интонационное оформление фраз, соотносить его с основными правилами пунктуации.

Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемых аграмматизмах, то есть в нарушении связи слов: согласование и управление. Значительные трудности вызваны в употреблении предлогов: их могут опускать, заменять, удваивать.

 

Литература.

  1. И. Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, Москва «Владос»1995 г.
  2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорниа С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития, Москва «Владос»2004 г.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звков и слов. Москва, «Владос»,1999.
Политика конфиденциальности
Top.Mail.Ru